БМК Харьков - двукратный чемпион Украины по водному поло

«БМК» Харьков – двукратный чемпион Украины по водному поло

понедельник, 26 декабря 2011 г.

Юрий Безвесильный: «Тренировался у самого Алексея Баркалова»


Визитная карточка:
Юрий Безвесильный, родился 24 ноября 1963 года в Харькове, мастер спорта СССР и Украины, играл в командах «Локомотив» (Харьков), «Динамо» (Киев), «БМК» (Харьков), молодежной сборной Советского Союза, сборной Украины среди ветеранов. Обладатель Кубка Украины, двукратный серебряный призер чемпионата Украины, чемпион мира среди железнодорожников, чемпион Европы среди ветеранов, серебряный призер чемпионата мира среди ветеранов.. Как главный тренер дважды привел «БМК» (Харьков) к золотым медалям чемпионата Украины и дважды выиграл Кубок Украины.


- Юрий Валентинович, сперва традиционный вопрос - когда и где Вы начали заниматься водным поло?
- Вообще в детстве я увлекался многими видами спорта. При нашем ЖЭКе были разные спортивные секции, туда я и ходил заниматься. Особенно у меня получался футбол и, кстати, первые мои медаль и грамота были именно в нем - мы выиграли первенство Харьковской области среди районов. Меня даже позвали в спортинтернат в отделение футбола, но я отказался, считая, что если уж туда идти, то только всей командой. А с водным поло я познакомился, когда мне еще не исполнилось 12 лет в октябре 1975 года. Тогда к нам в харьковскую школу № 124 на урок физкультуры пришел тренер Евгений Данилович Смеркус и предложил на следующий день пройти отбор в секции водного поло в бассейне стадиона «Динамо», который был известен тем, что располагался под открытым небом. А так как нам всем очень хотелось просто поплавать в этом бассейне, то многие школьники с удовольствием пришли к назначенному времени. Меня даже не смущало то, что плавать я почти не умел. Но предложенные для просмотра пять метров я все-таки проплыл и оказался в числе отобранных ребят. Первым моим тренером стал Яков Захарович Крейнер. Именно с его помощью вновь набранные юные ватерполисты начали повышать свое мастерство и стали довольно сильной командой.
- Помните свой первый выезд за пределы Харькова?
- Конечно, это было летом следующего года. Мы выехали на сборы в Севастополь всем отделением, то есть командами разных возрастов. Тогда же я познакомился и подружился с игроками старше меня - это Александр Королев и Игорь Фатьянов, которые впоследствии играли в составе харьковского «Динамо» и сборной страны. К сожалению, сейчас не практикуются подобные выезды.


- Почему к сожалению?
- Потому что младшие многому учились у старших и старались от них не отставать. Для всех одинаковой была общефизическая подготовка, одни и те же элементы мы также тренировали вместе. Так что появлялась некая преемственность от одного возраста к другому и старшие игроки становились для нас образцом, своеобразным авторитетом. В нынешних условиях провести подобные сборы для команд разных возрастов проблематично, в первую очередь из-за отсутствия должного финансирования. Но у себя в «БМК» мы с прошлого сезона стали привлекать для тренировок молодых ребят. И если в командах своего возраста, где они являются лидерами, эти игроки на занятиях иногда могут позволить себе расслабиться, то здесь этот номер не проходит. Здесь надо работать в поте лица от самого начала до самого конца тренировки.
- А каким был первый турнир для команды вашего возраста?
- Это был Кубок памяти Фарманюка, который проводился в бассейне «Пионер». Впоследствии на этот турнир приезжало много гостей из России, Молдовы и других республик Советского Союза, а ныне отдельных государств.
- Насколько я знаю в «Динамо» Вы пробыли недолго. Верно?
- Да, все правильно. В «Динамо» начались какие-то непонятные события, которые привели к тому, что секцию водного поло закрыли. Некоторые наши ребята перешли в «Локомотив», а так как я учился на второй смене, то посещать тренировки у меня не получалось. Поэтому где-то на полгода я оставил водное поло и пошел заниматься на «Динамо» в секцию самбо. Кстати, там тоже успел добиться кое-каких результатов. А в восьмом классе, когда стал учиться в первую смену, то вернулся в водное поло, но уже в «Локомотив» (тренерами в то время были Евгений Данилович Смеркус и Валерий Александрович Очетков). И именно с этой командой 1962-1963 годов рождения в юношеском возрасте добился довольно серьезных результатов.


- На уровне Украины?
- Не только. Мы становились серебряными призерами первенства СССР, побеждали в престижных турнирах. А когда на три-четыре года стали старше, то составили конкуренцию первой команде харьковского «Локомотива». Встречались мы друг с другом почти каждое воскресенье. Поначалу проигрывали им много, но затем они нас подтянули (о чем мы с Вами говорили ранее) и стали уже играть почти на равных. Не случайно с нового сезона семь человек из юношеской команды были переведены в первый состав, который тренировал Виктор Васильевич Жихарев.
- Кто с Вами, так сказать, «пошел на повышение»?
- Леонид Имерман (он сейчас работает тренером в Германии), Олег Дрокин, Александр Гончарук, Евгений Носик (нынешний тренер «НТУ-ХПИ»), вратарь Виктор Новохатько и Вячеслав Скачков. Так мы попали в команду мастеров в возрасте 17 лет. После этого я одиннадцать лет отыграл в «Локомотиве». Вместе с командой выступал в высшей лиге чемпионата Советского Союза, выиграл чемпионат мира среди железнодорожников в болгарском городе Варна. И в 1989 году решил завершить спортивную карьеру из-за травмы.
- С двукратным олимпийским чемпионом харьковчанином Алексеем Баркаловым Вам удалось встретится в игре?
- В игре нет. Когда меня заявили за «Локомотив» и мы поехали на тур в Минск, именно тогда его провожали из большого спорта. А вот когда он стал тренером, то я под его руководством в составе сборной Украины занял второе место на Молодежных играх СССР в Алма-Ате. Зато мне довелось поиграть почти три сезона с чемпионом мира в составе сборной страны харьковчанином Виталием Рожковым, у которого было чему поучиться. Сейчас он живет в Германии.


- Чем занимался после завершения карьеры?
- Работал в школе в сельской местности Харьковского района учителем физкультуры. Затем занялся коммерцией, а позже работал на СТО.
- Спортивную форму удавалось поддерживать?
- Честно говоря, не всегда. Какие-то упражнения, конечно, выполнял для себя, но времени для этого было мало.
- Как же так получилось, что Вы вернулись в водное поло?
- Здесь получилась довольно интересная ситуация. Мой сын Евгений в 2003 году играл за московскую команду «Штурм». Летом в августе они приехали в Севастополь на «Кубок Адмирала». Я решил совместить полезное с приятным - отдохнуть в отпуске в этом городе на берегу Черного моря и посмотреть, как играет Женя. На этот же турнир заявилась команда ветеранов из Ужгорода с таким громким названием «Европа». В ее составе я встретил многих знакомых ватерполистов, которые тепло меня приняли и то ли в шутку, то ли всерьез предложили поиграть за них, тем более, что у них не хватало одного игрока. Я, недолго думая, переоделся и, как говорят, с листа вступил в игру. Вроде бы получилось неплохо. После матча ребята мне говорят, что завтра следующий тур и они ждут меня. И так я весь турнир отыграл за ужгородцев.
- Что было дальше?
- После турнира у нас состоялся разговор, на котором мне предложили выступить за ветеранов старше сорока лет на следующий год на чемпионате мира в Италии. Я дал предварительное согласие. Кроме того, ко мне подошли представители киевского «Динамо» и тоже пригласили меня в свою команду. Им я тоже не отказал. Кстати, с того итальянского чемпионата мира я участвую в подобных турнирах по настоящее время.
- А как Вы попали в новый харьковский клуб «БМК»?
- Тоже чисто случайно. Перед очередным ветеранским турниром летом я поддерживая форму, ежедневно плавал в открытой воде на речке. Как-то вечером Евгений говорит, что в Харькове создается новая команда и его пригласили поиграть за нее. Он уже дал согласие и тренировка назначена в бассейне «Пионер». Зная тренеров новой команды, Сергея Валентиновича Колточихина и Сергея Борисовича Столярова, я попросил разрешения прийти к ним потренироваться, чтобы лучше подготовиться к своим соревнованиям. Они, конечно же, не отказали и я начал тренироваться с новой командой, которая впоследствии стала называться «БМК». Через несколько дней Колточихин говорит: «А может быть ты за нас поиграешь?».
Я ответил утвердительно и два сезона провел здесь в качестве игрока.


- Ожидали такого успеха от «БМК»?
- Когда создавался клуб, то задача ставилась не просто участвовать в чемпионате, а бороться за золотые медали. Поэтому все, кто пришел в «БМК» - игроки амбициозные и не без оснований рассчитывали дать бой бессменному лидеру украинского водного поло того времени мариупольскому «Ильичевцу». И в итоге мы достигли того, чего хотели.
- Вы ведь пробовали играть и в мини водное поло?
- Да, есть такой опыт. Раньше подобные игры - три в поле и один в воротах - проводились в качестве тренировки, а затем уже мини водное поло стали считать отдельным видом спорта. Поле для игры необходимо 15 метров на 10. В некоторых странах, в частности в России, мини водное поло развивается довольно стремительно, проводятся национальные чемпионаты. Насколько я знаю в настоящее время решается вопрос о создании Федерации мини водного поло и в Украине. Что касается Харькова, то у нас есть команда ветеранов, за которую вместе со мной играют Виктор Новохатько, Юрий Лебедев, Евгений Ковалев, Олег Кабанов и Юрий Яровой.
- Несколько слов о Вашей семье. Сын Евгений мастер спорта играет в «БМК», а кто-то еще связан со спортом?
- Моя супруга Лилия в юношеские годы занималась легкой атлетикой, а сейчас стала активной болельщицей, поддерживает нас на матчах, когда есть возможность. Мы с сыном такую поддержку всегда ощущаем. Что касается дочери Анны, то она занималась синхронным плаванием, имеет звание мастера спорта, становилась бронзовым призером чемпионата Европы.
- И, в заключении, о планах на ближайшее будущее, о чем мечтаете?
- Если говорить о планах, то буду стремиться к тому, чтобы команда показывала хорошую игру и завершила нынешний сезон на первом месте. Другого результата нам руководство клуба и болельщики уже не простят. А мечтаю я о том, чтобы для спортсменов, которые занимаются водным поло, было достаточно времени для тренировок в бассейнах. Увы, в настоящее время даже мы, двукратные чемпионы Украины испытываем в этом плане серьезный дефицит. Что же говорить о детских и юношеских командах, где занятий на воде должно быть значительно больше. Очень хотелось бы, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону уже в самое ближайшее время.


Интервью подготовил Игорь Заржицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий